Класс — это тип данных, определяемый пользователем. То, что в Delphi имеется множество предопределенных классов, не противоречит этому определению -ведь разработчики Delphi тоже пользователи Object Pascal.
Класс должен быть объявлен до того, как будет объявлена хотя бы одна переменная этого класса. Т.е. класс не может объявляться внутри объявления переменной.
В любом вашем Делфи-приложении вы можете увидеть строки:
type TForml = class(TForm) Buttonl: TButton; procedure ButtonlClick(Sender: TObject); end; var Forml: TForml;
Это объявление класса TForml вашей формы и объявление переменной Forml -объекта этого класса.
В общем случае синтаксис объявления класса следующий:
Туре <имя класса> = Class(<имя класса - родителя>) public // т.е. доступно всем <поля, методы, свойства, события> published // т.е. видны в Инспекторе Объекта и изменяемы <поля, свойства> protected // доступно только потомкам <поля, методы, свойства, события> private // доступно только в этом модуле <поля, методы, свойства, события> end;
Имя класса может быть любым допустимым идентификатором. Но принято идентификаторы большинства классов начинать с символа "Т". Имя класса - родителя может не указываться. Тогда предполагается, что данный класс является непосредственным наследником TObject - наиболее общего из предопределенных классов. Таким образом, эквивалентны следующие объявления:
type TMyClass = class end; и type TMyClass = class(TObject) end;В приведенном ранее объявлении класса формы TForml видно, что его родительским классом является класс TForm.
Класс наследует поля, методы, свойства, события от своих предков и может отменять какие-то из этих элементов класса или вводить новые. Доступ к объявляемым элементам класса определяется тем, в каком разделе они объявлены.
Раздел public (открытый) предназначен для объявлений, которые доступны для внешнего использования. Это открытый интерфейс класса. Раздел published (публикуемый) содержит открытые свойства, которые появляются в процессе проектирования на странице свойств Инспектора Объектов и которые, следовательно, пользователь может устанавливать в процессе проектирования. Раздел private (закрытый), содержит объявления полей, процедур и функций, используемых только внутри данного класса. Раздел protected (защищенный) содержит объявления, доступные только для потомков объявляемого класса. Как и в случае закрытых элементов, можно скрыть детали реализации защищенных элементов от конечного пользователя. Однако в отличие от закрытых, защищенные элементы остаются доступны для программистов, которые захотят производить от этого класса производные объекты, причем не требуется, чтобы производные объекты объявлялись в этом же модуле.
Объявления полей выглядят так же, как объявления переменных или объявления полей в записях:
<имя поля>: <тип>;
В приведенном ранее объявлении класса формы вы можете видеть строку
Buttonl: TButton;
Это объявление объекта (поля) Buttonl типа (класса) TButton.
Имеется одно очень существенное отличие объявления поля от обычного объявления переменной: в объявлении поля не разрешается его инициализация каким-то значением. Автоматически проводится стандартная инициализация: порядковым типам в качестве начального значения задается 0, указателям — nil, строки задаются пустыми. При необходимости задания других начальных значений используются конструкторы, описанные далее в разд. 3.5.3.
Объявления методов в простейшем случае также не отличаются от обычных объявлений процедур и функций.
Поля данных, исходя из принципа инкапсуляции — одного из основополагающих в объектно-ориентированном программировании, всегда должны быть защищены от несанкционированного доступа. Доступ к ним, как правило, должен осуществляться только через свойства, включающие методы чтения и записи полей. Поэтому поля целесообразно объявлять в разделе private - закрытом разделе класса. В редких случаях их можно помещать в protected — защищенном разделе класса, чтобы возможные потомки данного класса имели к ним доступ. Традиционно идентификаторы полей совпадают с именами соответствующих свойств, но с добавлением в качестве префикса символа F.
Свойство объявляется оператором вида:
property <имя свойства>:<тип> read <имя поля или метода чтения> write <имя поля или метода записи> <директивы запоминания>;
Если в разделах read или write этого объявления записано имя поля, значит предполагается прямое чтение или запись данных (т.е. обмен данными непосредственно с полем).
Если в разделе read записано имя метода чтения, то чтение будет осуществляться только функцией с этим именем. Функция чтения — это функция без параметра, возвращающее значение того типа, который объявлен для свойства. Имя функции чтения принято начинать с префикса Get, после которого следует имя свойства.
Если в разделе write записано имя метода записи, то запись будет осуществляться только процедурой с этим именем. Процедура записи — это процедура с одним параметром того типа, который объявлен для свойства. Имя процедуры записи принято начинать с префикса Set, после которого следует имя свойства.
Если раздел write отсутствует в объявлении свойства, значит это свойство только для чтения и пользователь не может задавать его значение.
Директивы запоминания определяют, как надо сохранять значения свойств при сохранении пользователем файла формы .dfm. Чаще всего используется директива
default - значение по умолчанию.
Она не задает начальные условия. Это дело конструктора. Директива просто говорит, что если пользователь в процессе проектирования не изменил значение свойства но умолчанию, то сохранять значение свойства не надо.
Приведем пример. Мы уже не раз использовали объекты, содержащие сведения о сотруднике некоторой организации. Но раньше мы реализовывали эти объекты в виде записей (см. разд. 3.3). А теперь рассмотрим более общий подход — реализацию класса подобных объектов.
Начните новый проект. Объявление класса, который мы хотим создать, можно поместить непосредственно в файл модуля. Но если вы хотите создать класс, который будете использовать в различных проектах, лучше оформить его в виде отдельного
модуля unit, сохранить в каталоге своей библиотеки или библиотеки Delphi, и подключать в дальнейшем к различным проектам с помощью предложения uses. Если вы забыли, как создается отдельный модуль, не связанный с формой, и как он сохраняется в библиотеке, посмотрите все это в разд. 2.8.7.4. Мы выберем именно этот вариант. Так что выполните команду File | New | Unit (в некоторых более старых версиях Delphi — File | New и на странице New выберите пиктограмму Unit). Сохраните сразу этот ваш модуль в библиотеке под именем, например, MyClasses. А в модуль формы введите оператор, ссылающийся на этот модуль:
uses MyClasses;
Теперь займемся созданием класса в модуле MyClasses. Текст этого модуля может иметь пока такой вид:
unit MyClasses; interface uses SysUtils, Dialogs, Classes; type TPerson = class private FName: string; // Фамилия, имя и отчество FDepl, FDep2, FDep3: string; // Место работы (учебы) FYear: word; // Год рождения FSex: char; // Пол: "м" или "ж" FAttr: boolean; // Булев атрибут FComment: string; // Комментарий protected procedure SetSex(Value: char); // Процедура записи public property Name: string read FName write FName; property Depl: string read FDepl write FDepl; property Dep2: string read FDep2 write FDep2; property Dep3: string read FDep3 write FDep3; property Year: word read FYear write FYear; property Sex: char read FYear, write SetSex default 'м'; property Attr: boolean read FAttr write FAttr default true; property Comment: string read FComment write FComment; end; implementation procedure TPerson.SetSex(Value: char); // Процедура записи пола begin if Value in ['м', 'ж'] then FSex := Value else ShowMessage('Недопустимый символ "' + Value + '" в указании пола'); end; end.
Вглядимся в приведенный код. Интерфейсный раздел модуля interface начинается с предложения uses. Заранее включать это предложение в модуль не требуется. Но по мере написания кода вы будете встречаться с сообщениями компилятора о неизвестных ему идентификаторах функций, типов и т.п. Столкнувшись с таким сообщением, надо посмотреть во встроенной справке Delphi или в справке [3], в каком модуле объявлена соответствующая функция или класс. И включить этот модуль в приложение uses.
Теперь обратимся к объявлению класса. Объявленный класс TPerson наследует непосредственно классу TObject, поскольку родительский класс не указан. В закрытом разделе класса private объявлен ряд полей. Поле FName предполагается использовать для фамилии, имени и отчества человека. Поля FDepl, FDep2, FDep3 будут использоваться под указание места работы или учебы. Поле FYear будет хранить год рождения, поле FSex - указание пола: символ "м" или "ж". Поле FAttr будет хранить какую-то характеристику: штатный — нештатный, отличник или нет и т.п. Поле FComment предназначено для каких-то текстовых комментариев. В частности, в нем можно хранить свойство Text многострочного окна редактирования Memo или RichEdit. Так что это может быть развернутая характеристика человека, правда, без форматирования.
В открытом разделе класса public объявлены свойства, соответствующие всем полям. Чтение всех свойств осуществляется непосредственно из полей. Запись во всех свойствах, кроме Sex, осуществляется тоже непосредственно в поля. А для поля Sex указана в объявлении свойства процедура записи SetSex, поскольку надо следить, чтобы по ошибке в это поле не записали символ, отличный от "м" и "ж". Соответственно в защищенном разделе класса protected содержится объявление этой процедуры. Как говорилось ранее, она должна принимать единственный параметр типа, совпадающего с типом свойства.
В раздел модуля implementation введена реализация процедуры записи SetSex. Ее заголовок повторяет объявление, но перед именем процедуры вводится ссылка на класс TPerson, к которому она относится. Не забывайте давать такие ссылки для методов класса. Иначе получите сообщение компилятора об ошибке; Unsatisfied forward or external declaration: TPerson.SetSex — нереализованная ранее объявленная или внешняя функция TPerson.SetSex.
Тело процедуры SetSex в особых комментариях не нуждается. В нем проверяется допустимость символа, переданного в процедуру через параметр Value. Если символ допустимый, то его значение заносится в поле FSex. Это поле, как и другие закрытые поля, открыто для методов данного класса. При ошибочном символе пользователю выдается сообщение об ошибке. Правда, лучше было бы в этом случае сгенерировать исключение, но пока мы не обсуждали, как это можно делать.
Вы создали класс в вашем модуле MyClasses. Давайте посмотрим, как можно использовать объекты нашего класса. Создайте в модуле формы Unit1 вашего приложения тест класса TPerson. Введите в модуль операторы:
uses Classl;
var Pers: TPerson;
Они обеспечивают связь с модулем, описывающим класс, и объявляют переменную Pers, через которую вы будете связываться с объектом класса. Но так же, как при работе с другими объектами и записями, объявление этой переменной еще не создает сам объект. Это указатель на объект, и его значение равно nil.
Создание объекта вашего класса TPerson должно осуществляться вызовом его конструктора Create. Так что создайте обработчик события OnCreate вашей формы, и вставьте в него оператор:
Pers := TPerson.Create;
Вот теперь объект создан, и переменная Pers указывает на него. Чтобы не забыть очистить память от этого объекта при завершении работы приложения, сразу создайте обработчик события OnDestroy формы, и вставьте в него оператор:
Pers.Free;
Почему ваш объект воспринимает методы Create и Free? Ведь вы их не объявляли в классе TPerson! Это работает механизм наследования. В классе TObject, являющемся родительским для TPerson, методы Create и Free имеются. А поскольку вы их не перегружали, то ваш класс наследует их.
Теперь перенесите на форму четыре окна Edit, окно Memo и две кнопки. Пусть первая кнопка с надписью Запись заносит в объект Pers данные из окон редактирования: ' фамилию с именем и отчеством, пол, подразделение, в котором работает или обучается человек, год рождения, характеристику из окна Memo. Обработчик щелчка на ней может иметь вид:
with Pers do begin Name := Editl.Text; if Edit2.Text <> " then Sex := Edit2.Text[1]; Depl := Edit3.Text; Year := StrToInt(Edit4.Text); Comment := Memol.Text; end;
А вторая кнопка с надписью Чтение пусть осуществляет чтение информации из объекта в окна редактирования. Обработчик щелчка на ней может иметь вид:
with Pers do begin Editl.Text:= Name; Edit2.Text:= Sex; Edit3. Text:= Depl; Edit4.Text:= IntToStr(Year); Memol.Text:= Comment; end;
Выполните ваше приложение. Занесите в окна редактирования какую-то подходящую информацию и щелкните на кнопке Запись. А потом сотрите тексты всех окон редактирования и щелкните на кнопке Чтение. Информация в окнах должна восстановиться. Проверьте также реакцию на неверный символ, задающий пол.