Термины


Функции

Вначале разберем использование готовых (встроенных) функций.

Модули

Модули можно понимать как склад полуфабикатов или библиотеку. В модуле могут хранится подпрограммы (процедуры и функции), описания переменных, констант, типов и т п.

Модули могут хранится в откомпилированном виде. Тогда Вы не тратите время на повторение компиляции.

Модули можно использовать в разных программах.

Модули скрывают от проклятых конкурентов первичный код.

Модули бывают стандартные (разработаны поставщиком Паскаля-Делфи Borland), могут быть пользовательские - самодельные или найденные где-то.

Основные стандартные модули Турбо Паскаля:

 Crt - Подпрограммы модуля Crt обеспечивают контроль над текстовыми режимами экрана,
  расширенными кодами клавиатуры, цветами, окнами и звуком.
 Graph -  В модуле Graph (GRAPH.TPU) находится библиотека, состоящая из более чем 50
 графических подпрограмм от побитовых до подпрограмм высокого уровня. 
 System -  Модуль System - основная библиотека поддержки Turbo Pascal.
  ¦ SYSTEM.TPW Для Windows
  ¦ SYSTEM.TPP Для защищенного режима DOS
  ¦ SYSTEM.TPU Для реального режима DOS
    В библиотеке находятся низкоуровневые подпрограммы поддержки всех встроенных
 возможностей TurboPascal, например, файловый ввод/вывод, обработка строк,
 чисел с плавающей точкой и динамическое распределение памяти.
    Все модули и программы автоматически используют модуль System, так что вы не
 должны указывать его в разделе Uses вашей программы.

 Подробнее см. встроенный справочник среды TPas7 и Делфи. 

Чтобы использовать подпрограммы, константы и т д из модуля, сразу после заголовка программы запишите
uses <имя модуля>;
Например
program Cvet;
uses crt; {"подключаю" модуль crt}
begin textbackground(blue); {устанавливаю цвет фона - синий}
 textcolor(white); {устанавливаю цвет символов - белый}
 clrscr; {очищаю экран (заливаю цветом фона)}
 writeln('Hi!'); {Вывожу на экран Hi! белым цветом}
 textcolor(yellow);
 writeln('Hi!');  {Вывожу на экран Hi! желтым цветом}
 readln; {Здесь программа ждет нажатия на клавишу Enter}
end.
Примечание:На современных машинах CRT.tpu лучше заменить, например, на tpCRT.tpu

Выражения, операнды, знаки операций

Выражение служит для вычисления значений. Имеет тип ( соответствующий типу результата вычисления: арифметический, логический, строковый (текст) и т д ).. Оно состоит из ОПЕРАНДОВ (Константы, Переменные, Вызовы функций,Конструкторы множеств), знаков операций (операторов. Например: + - * /) и скобок. Операнды выражения также представляют собой частный случай выражения. Для понимания документации по языку Паскаль нужно понимать. что такое выражение, потому что в описаниях многих конструкций языка используется это понятие.

Примеры выражений:

х + Sin(2)*(3/2+sqrt(4.2)) – арифметическое выражение, результат является вещественным числом. ( равен 4.2274 если х = 1 )

(х < 3) AND (‘a’ < ’d’) – логическое выражение ( результат логический - истина )

copy(‘stadia’,3,2)+’min’ – строковое ( текстовое) выражение – результат равен admin

Если выражение содержит много скобок, будьте внимательны, расставляйте их правильно и проверяйте, чтобы число левых скобок равнялось числу правых скобок.

Таблица знаков операций (иногда называемых операторами):

Операторы            Приоритет   Категория
@ Not                Высший      Унарные операторы
* / Div Mod Shl Shr  Второй      Операторы умножения
+ - Or Xor           Третий      Операторы сложения
= <> < > <= >= In    Низший      Операторы сравнения

Массивы

Массивы представляют собой ограниченную упорядоченную совокупность однотипных величин. Каждая отдельная величина называется компонентой (или элементом) массива. Тип компонент может быть любым, принятым в языке ПАСКАЛЬ, кроме файлового типа. Тип компонент называется базовым типом.

  Синтаксис:
  Array [тип_индексов] Of тип_элементов;

  Замечания:
 Позволяются несколько индексов, если они разделены запятыми.

 Элементы массива могут иметь любой тип, а тип индексов должен быть
 порядковым.

  Примеры:
  Type IntList  = Array[1..100] Of Integer;
       CharData = Array['A'..'Z'] Of Byte;
         Matrix = Array[0..9, 0..9] Of Real;
  var mass2: array[byte] of char;

Вся совокупность компонент определяется одним именем. Для обозначения отдельных компонент используется конструкция, называемая переменной с индексом

A[5]  S[k+1]  B[3,5].

В качестве индекса используют выражение (в частности - константу или переменную). Тип индексов должен быть одним из порядковых типов.

В операторной части программы один массив может быть присвоен другому, если их типы идентичны, например:

R1:=Z;

Для ввода или вывода массива в список ввода или вывода помещается переменная с индексом, а операторы ввода или вывода выполняются в цикле.

Двумерные массивы (два индекса) хранятся в памяти ЭВМ по строкам. Принято, что первый индекс определяет номер строки, второй - номер столбца.

Инициализация массивов (присвоение начальных значений всем компонентам массивов) осуществляется двумя способами.

Первый способ - с использованием типизированных констант, например:

type Dim10= Array[1..10] of Real;
const raM10: Dim10 = ( 0, 2.1, 4, 5.65, 6.1, 6.7, 7.2, 8, 8.7, 9.3 );

2-й способ: присваивание значений каждому элементу массива:

 
var XX: array [1..10] of real; ii: integer;
begin for ii:=1 to 10 do XX[ii]:= II*ii + 20;
end.

Здесь применён оператор цикла. Переменная ii поочередно принимает значения: 1,2,...10 и для каждого ii выполняется оператор:
XX[ii]:= II*ii + 20;
то есть: XX[1] := 1*1+20; XX[2]:= 2*2+20; ... XX[10]:= 10*10+20;

В Турбо-Паскале и Делфи существуют динамические ("безразмерные") массивы. В ТПас7 они могут использоваться только как параметры подпрограмм.

Rambler's Top100
Hosted by uCoz